добавить компанию в справочник

алло, Москва для Вас! более 20 000 адресов и телефонов Москвы и области как доехать до...вокзалов, аэропортов, гостиниц, торговых центров, гипермаркетов... маршруты пассажирского транспортаобщественный транспорт, отправляющийся от станций метро маршрутные таксиболее 800 маршрутов такси, отправляющихся от станций метро метрометро до 2100 г., схема секретных линий, время в пути, транспорт
от метро
Путеводителиинтерактивные карты, атласы, путеводители по Москве и др. путеводитель по Москвегостиницы, выставки, театры, кинотеатры, где поесть, достопримечательности и др. путеводитель по подмосковьюотдых, усадьбы и храмы, музеи, достопримечательности и др. Путеводитель "5 минут от метро"
информация об объектах, расположенных рядом с метро
справочная информациярасписание поездов, самолетов, радиостанции, спутник водителя... справочник по россиипраздники, кухня, разница
во времени и др.

На правах рекламы

Главная Карты и путеводители Путеводитель по Москве Прогулки по Москве Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь

Прогулки по Новодевичьему



Прогулка первая: "ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ"

В северной части знаменитого Волкова кладбища в Санкт-Петербурге похоронены замечательные русские писатели и поэты: Радищев, Белинский, Тургенев, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Писарев, Гаршин, Блок... Главная аллея этой части Волкова кладбища издавна выложена деревом: земля в Санкт-Петербурге болотистая. Отсюда и название - "Литераторские мостки".

Свои "мостки" есть и на Новодевичьем. Как и на Волковом, здесь похоронены не только писатели и поэты, но и художники, композиторы, артисты. Впрочем, многие из них изначально были похоронены не здесь, а на кладбищах Симонова, Данилова и других монастырей. Перенос могил - традиция главным образом советского времени: по-видимому, таким образом большевистское руководство пыталось придать большее значение партийно-государственным захоронениям. Классический пример такого переноса - могила Николая Васильевича Гоголя, которая первоначально находилась на кладбище Данилова монастыря.

В своем завещании Гоголь просил не ставить памятник на его могиле. Изначально в Даниловом монастыре памятника не было. Он появился лишь на Новодевичьем, куда могилу Гоголя перенесли в начале 30-х годов минувшего века. На постаменте горделиво - золотом - значится: "От правительства СССР". Зато все остальное, к счастью, сохранилось в первозданном виде. Решетка ограды - подлинная, работы замечательного скульптора Николая Андреева. Барельефы на решетке уникальны: считается, что они сделаны с прижизненного изображения Гоголя. Надгробная плита тоже подлинная. На ней выбиты слова ветхозаветного пророка Иеремии: "Горьким словом моим посмеюся". Возможно, эту надпись выбрал для своей могилы сам Гоголь. Все прочее - мраморный постамент, часть колонны и бюст писателя, выполненный советским скульптором Томским, - изготовлено специально для мемориального Новодевичьего кладбища. Все это чужое: чужое имени Гоголя и его времени.

Судя по надписи на постаменте, заботиться об этой могиле следовало бы правительству Советского Союза. Однако до самого последнего времени никакой заботы не было в помине - сквозь камень прорастала сорная трава, а уникальная решетка в ужасающем состоянии. Сейчас в этом отношении кое-что изменилось в лучшую сторону, а рядом с памятником стоит табличка с надписью: "Реставрация, обследование, профилактика". Впрочем, особо обольщаться не стоит - подобную табличку я видел здесь еще десять лет назад...

Напротив - большой участок, сплошь связанный с перезахоронениями. Причем памятники, судя по всему, были перенесены сюда не полностью. Совершенно очевидно, что на них должны были быть кресты. Однако из четырех надгробий - братьев Аксаковых, Веневитинова, Языкова и Хомякова (они перенесены сюда с кладбищ Симонова и Данилова монастырей) - крест присутствует только на могиле Хомякова. Все четыре захоронения - в явном забвении, они неухожены, вокруг нет даже простого цветочного бордюра, надгробия не промыты, покосились, и никого это не беспокоит.

Иностранцы, приходившие на Новодевичье, обязательно шли "к Булгакову". Здесь похоронены Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна. Захоронение Булгаковых - совсем простое. На ней - внешне непритязательный камень, у которого есть, впрочем, своя особая история. Эту историю рассказывала сама Елена Сергеевна.

Еще не так давно на территории Новодевичьего кладбища находилась камнетесная мастерская (ныне на ее месте - еще один участок для захоронений). Там-то, в этой мастерской, Елена Сергеевна нашла камень - голгофу, которая ставилась обычно на православных могилах в подножие креста. Старый камнетес рассказал ей, будто эта голгофа из-под креста, изначально установленного на могиле Гоголя. Трудно сказать, насколько правдива эта история. Но Елена Сергеевна в нее верила. Ибо эта голгофа завершила мистическую и литературную связь с творчеством Гоголя, которая так ощутима в произведениях Булгакова.

Вообще же на кладбищенской земле порой происходят странные и труднообъяснимые соединения. К примеру, рядом с Гоголем похоронен одиозный советский писатель Малышкин, о котором весьма саркастически отзывался Булгаков. А могила самого Булгакова расположена как раз напротив захоронения Станиславского; об их взаимоотношениях при жизни можно судить по "Театральному роману". Могила же Станиславского - подавляюще огромная и роскошная. Это почти царственное захоронение, по своим размерам оно уникально даже для Новодевичьего.

Всю свою творческую жизнь Константину Сергеевичу удавалось сохранять в глазах советского руководства очень высокий авторитет - и собственный, и МХАТа. Станиславский стал символом советского театрального искусства. Семейный участок Станиславских на Новодевичьем - дань государственного уважения МХАТу в лице его главного режиссера. Впрочем, не будем забывать, что он создал новый театр, русско-советский. Какой он, этот театр, его плюсы и минусы - разговор особый. Но как бы мы ни стремились к переоценке всего и вся, игнорировать вклад Станиславского в театральное искусство было бы затруднительно.

Неподалеку - могила Марии Николаевны Ермоловой. Согласно завещанию, она была похоронена в ее родовом селе Ладыгино. Перенос осуществлялся в апофеозе огосударствления. Изумительный надгробный памятник: автор скульптурного изображения - Вера Мухина.

Многие памятники Новодевичьего, которые можно отнести к лучшим произведениям мемориальной скульптуры, созданы Мухиной, Меркуловым и Шадром. Мы знакомы с совсем другими их произведениями - так сказать, "революционно-классовыми", такими, как "Рабочий и колхозница" той же Мухиной. Здесь они предстают перед нами в совершенно другой ипостаси - прекрасными, утонченными скульпторами. Вот чуть дальше - могила Леонида Собинова. Над ней созданный Мухиной мраморный "Умирающий лебедь", навеянный, конечно же, Сен-Сансом - истинный шедевр. Однако мрамор - грязный, причем очистить его невозможно. Дело в том, что дворницкая рука попросту снимет защитный слой, и тогда скульптура неизбежно разрушится. В такой стадии "сохранности" необходимы реставрационные работы.

Как бы в центре "Литераторских мостков" - единственная сохранившаяся на Новодевичьем кладбище часовня. Притом что когда-то часовни были одной из главных форм захоронений в России: наш климат не позволяет сохранить надгробный памятник иначе как в часовне - наши предки прекрасно это знали. Единственная часовня Новодевичьего стоит над могилой Николая Чайковского - младшего брата Петра Ильича. Часовня в ужасающем состоянии, причем уже давно, и нет уверенности в том, что она сможет простоять еще хоть пару лет. Цоколь изъеден ржавчиной, витражи выбиты, грязь и ржавчина покрывают всю металлическую поверхность. А ведь она должна фиксировать фамильный участок и сохранять надгробие. Еще одна ушедшая русская традиция...

Отсюда начинается небольшая "композиторская" аллея. Она - искусственная, по приказу высокого начальства аллеи на Новодевичьем создавались по профессиональному признаку - "литературная", "музыкальная"... То же и с "композиторской": могилы переносились сюда с других кладбищ. Здесь похоронены Танеев, Рубинштейн, Игумнов и Скрябин. Но если в случае с Хомяковым или, скажем, с Аксаковым надгробные памятники переносились в их первозданном виде, то подлинность композиторских надгробий вызывает резонные сомнения. В частности, бюст Рубинштейна на его могиле изготовил скульптор Рудаков, который - по государственным заказам - сделал для Новодевичьего не менее двух десятков бюстов. Памятник работы Рудакова означает, что он не подлинный, сделан не по заказу семьи и что могила была перенесена сюда с другого кладбища.

...И в заключение "Литераторских мостков" - вальяжно раскинувшийся на кушетке Федор Иванович Шаляпин. Его останки были перенесены сюда с Батиньольского кладбища в Париже ровно двадцать лет назад, в 1984 году, - после длительных переговоров с французским правительством и потомками певца. Могила Шаляпина на Новодевичьем оформлена помпезно - с роскошью, граничащей с дурным вкусом. Памятник работы скульптора Елецкого, выполненный по знаменитому рисунку Коровина из огромной цельной глыбы мрамора, необычайно дорог. И это единственное, что можно о нем сказать.

01.02.2009, 18645 просмотров.

Читать дальше:
1 2 3

Личный кабинет

пользователь: пароль:

На правах рекламы

© РИА «АЛЛО, СТОЛИЦА!» Копирование материалов сайта только с письменного разрешения.
Яндекс.Метрика