добавить компанию в справочник

алло, Москва для Вас! более 20 000 адресов и телефонов Москвы и области как доехать до...вокзалов, аэропортов, гостиниц, торговых центров, гипермаркетов... маршруты пассажирского транспортаобщественный транспорт, отправляющийся от станций метро маршрутные таксиболее 800 маршрутов такси, отправляющихся от станций метро метрометро до 2100 г., схема секретных линий, время в пути, транспорт
от метро
Путеводителиинтерактивные карты, атласы, путеводители по Москве и др. путеводитель по Москвегостиницы, выставки, театры, кинотеатры, где поесть, достопримечательности и др. путеводитель по подмосковьюотдых, усадьбы и храмы, музеи, достопримечательности и др. Путеводитель "5 минут от метро"
информация об объектах, расположенных рядом с метро
справочная информациярасписание поездов, самолетов, радиостанции, спутник водителя... справочник по россиипраздники, кухня, разница
во времени и др.

На правах рекламы

Главная Карты и путеводители Путеводитель по Москве Вероисповедание Вероисповедание в Москве

Вероисповедание в Москве

Выгодное географическое положение Москвы, развивающиеся экономические связи с окружающими регионами способствовали тому, что уже с конца ХI - начала ХII вв. население Москвы формировалось не только из потомков близлежащих славянских племен кривичей и вятичей, но из пришлого торгового и ремесленного населения из Волжской Булгарии, Кавказа, Херсонеса, Средней Азии, Армении, о чем говорят археологические данные.

Москва в VI веке становится основой объединения русских земель в единое государство, ведущее борьбу с иноземными войсками за национальную независимость. После Золотой Орды на службу к русским князьям и к царю перешла некоторая часть татар (тюрков), многие из них принимали православие и даже становились родоначальниками многих фамилий, сыгравших большую роль в истории Российского государства. Поэтому уже с самых ранних периодов можно говорить о формировании многонационального состава Москвы. В XVI веке в состав государства вошли люди разных национальностей - народы Севера (карелы, коми, ханты, манси и другие) и Среднего Поволжья и многие представители этих народов были в составе населения Москвы.

О численности Москвы к концу XVI - началу XVII вв. сообщают лишь косвенные данные. На численность населения Москвы влияли, как и в прежние века, эпидемии, пожары и военные действия. Уже в XVI в. была предпринята первая попытка по упорядочению планировки жилых кварталов и определению численности и национального состава Москвы. Однако после нашествия поляков город так был разрушен, что выполнить это оказалось невозможным и, по словам шведского посла, "Таков был страшный и грозный конец знаменитого города Москвы". Все же в XVII в. Москва быстро отстроилась, по величине не уступала Парижу и превышала многие европейские города; численность московского населения к середине XVII века составила 200 тыс. чел.

О численности Москвы рассказывает такой источник как "Росписной список" или "Переписная книга города Москвы 1638 г". Хотя "Список" не содержит сведений о населении города по национальному признаку, однако можно сделать некоторые предположения. В XVII в. население Москвы становится еще более многонациональным, и это являлось отражением крепких политических, экономических и культурных связей русского народа с другими народами, входившими в состав Русского государства или не вошедшими в него, но с которыми укреплялись различные контакты.

В составе населения Москвы были литовцы, поляки, татары, грузины, армяне, немцы, выходцы с Севера и Поволжья и многие другие. Так, литовцы и поляки появились в Москве в составе дружины литовских князей, один из которых - Патрикий Александрович - даже породнился с Великими князьями Василием II и Иваном III. К XVI в. литовцы образовали литовский двор и в середине XVII века в Москве уже было семь иноземных дворов.

Грузины появились в Москве уже при Андрее Боголюбском, но поселение грузин образовалось в конце XVII - начале XVIII вв., когда расположенное у Москвы село Воскресенское перешло к грузинскому князю Вахтангу Левоновичу, приехавшему в Москву со своими сыновьями Бокаром и Георгием, и с большой свитой из князей, дворян и простых людей, численностью до 3 тыс. человек. Грузинам были пожалованы царем 10 тыс. рублей и строительные материалы на постройку каменной церкви. Впоследствии в Грузинских слободах селились люди других национальностей, в частности армян.

Уже при Иване Грозном образовалась Немецкая слобода, в которой жили шведы, англичане, французы, голландцы, испанцы и другие, которых русские называли собирательным названием "немцы" ("немые", то есть не понимающие русского языка). Для "гостей" Иван Грозный построил большой Гостиный двор; польские и литовские купцы останавливались на особом Панском дворе.

Собирательным названием "татары" назывались те, кто еще со времен татаро-монгольского нашествия остались в русских княжествах, а также купцы и другие, приезжавшие в Москву после завоевания Казанского ханства и Поволжских земель, с Востока. В Москве были районы, где селились те, кто ездил в Орду с грамотами от Великого князя, переводчики-толмачи, а также татары, пригонявшие в Москву для продажи большие табуны степных коней и останавливавшиеся на Ногайском дворе. Все это нашло отражение в топонимике города - Ордынка, Толмачёвские переулки, Татарская улица и т.д.

На численность населения Москвы в XVIII в. влияли не только тяжелые условия быта, но главным образом войны, которые вел Петр Великий, а также начавшееся строительство новой столицы и перенос ее в Петербург в 1714 г. Кроме этих причин, как писал историк С.М.Соловьев, "набеги, голод, повальные болезни, недостаток медицинских пособий, разбои - не могли содействовать быстрому увеличению народонаселения".

Если на начало XVIII века, как уже говорилось ранее, в Москве было около 200 тыс. человек, то даже к концу XVIII в. численность населения не восстановилась: в 1710 - около 160 тыс., 1725 - 140 150 тыс., 1740 - 138,4 тыс., в 1776 - 161 тыс.

Сведения о численности и национальном составе Москвы на начало XIX в. крайне противоречивы, поскольку, по замечанию исследователей, метрические книги велись очень плохо и нерегулярно. Знаменательной вехой в истории Москвы был пожар 1812 г., когда почти полностью сгорели все деревянные строения, население покинуло город, многие иностранцы, игравшие значительную роль в политической и экономической жизни Москвы, бежали. Считается, что в 1811 г. в Москве проживало около 270 тыс. человек и был разнообразный национальный состав, в послепожарной Москве - немногим более 215 тыс. и на 100 жителей было 92 православных. В этот период главным фактором, формирующим население Москвы, явилась миграция. Это позволило довольно быстро увеличить численность населения и уже к 1840 г. в Москве насчитывалось 349,1 тыс., в 1856 г. - 368,8 тыс., в 1868 - 416,4 тыс. человек. Наиболее достоверные сведения о численности Москвы были получены после проведения однодневных переписей населения в декабре 1871 г. и январе 1882 г. Так, в декабре 1871 г. в Москве было зафиксировано 601 969 человек, в январе 1882 г. - 753 469 человек.

Перепись 1882 г. показала, что численность населения увеличивалась не вследствие естественного прироста, а за счет миграции и 73,8% родились вне Москвы. Известно, что мигранты, в основном, были выходцами из Тульской, Калужской, Рязанской, Смоленской губерний. Жители уездов Московской губернии, таких, как Подольского, Бронницкого, предпочитали селиться в Рогожской, Сущевской и Лефортовской частях Москвы, иностранцы - французы и немцы проживали в Тверской и Мясницкой частях Москвы.

Переписи населения 1871 и 1882 гг. дают представление о национальности и вероисповедании жителей Москвы. Свыше 90% населения составляли православные и соответственно 90 - 95% населения были русскими. Некоторое снижение удельного веса православного и русского населения с 1871 по 1882 гг. было связано с увеличением доли евреев в населении (доля иудеев за этот период выросла с 0,88 до 2%, а среди населения города - с 0,94 до 1,61%). Однако в начале 90-х годов 19 века началось выселение из Москвы евреев, не имевших права жительства в столице, и доля их заметно понизилась.

По вероисповеданию население Москвы распределялось в 1881 и 1882 гг. следующим образом: православные - 92,84 и 91,71%, протестанты - 2,05 и 2,28%, раскольники - 2,72 и 2,21%, иудеи - 0,88 и 2,00%, римско-католики - 1,24 и 1,23%, магометане - 0,17 и 0,26%, армяне-григориане - 0,10 и 12%, остальные - 0,02%, не обозначены - 0,17%.

Первая Всероссийская перепись населения 28 января 1897 г. показала, что в Москве вместе с пригородами проживало 1 млн.426 тыс. человек, а в черте города около 1 млн. Как и прежде, рост численности москвичей происходил за счет миграционных процессов. Из числа москвичей с родным русским языком составляли 987 тыс. (95%). Крупнейшими этническими группами были немцы (около 18 тыс.), поляки (9 тыс.), евреи (по вероисповеданию) около 5 тыс., татары - 4,3 тыс. чел. По данным за 1902 г., местных уроженцев в Москве насчитывалось 27,6%, а пришлых - 72,%. В дальнейшем эта характерная особенность Москвы сохраняется. Материалы переписи 1912 г. показали, что около 85% жителей родились вне Москвы. Если в 1902 г. коренных москвичей было 27%, то в 1912 г. их стало меньше, примерно 21% от общего числа жителей города.

По предварительным данным, в Москве в настоящее время насчитывается свыше 9 млн. чел. По национальному и конфессиональному разнообразию ее жителей Москва входит в число крупнейших городов мира, значительно опережая европейские мегаполисы. Предстоящая перепись населения покажет более полную картину национального состава Москвы, хотя и все предыдущие переписи населения отмечали большое национальное многообразие столицы; последняя перепись населения 1989 г. зафиксировала, что в Москве проживали представители более чем 120 народов.
Исследователи истории Москвы отмечали, что Москва уже с момента возникновения притягивала по различным политическим, экономическим, культурным и иным причинам многочисленные национальные и религиозные группы. Формируясь как центр российской государственности, Москва в то же время всегда принимала представителей других народов, завязывала экономические и политические контакты, заключала военные союзы, активно развивала торговые отношения. Более чем 850-летняя история города содержит немало страниц, которые рассказывают о сложных взаимоотношениях между народами, о политическом и социальном расслоении населения, о решении чрезвычайно острых вопросов "внутригородского общежития" в связи с постоянным притоком мигрантов. Тем не менее исследователи Москвы за всю ее историю не зафиксировали сколько-нибудь крупных конфликтов по национальным причинам, хотя национальный вопрос всегда был в поле зрения правителей Москвы.

Выгодное географическое положение Москвы, развивающиеся экономические связи с окружающими регионами способствовали тому, что уже с конца ХI - начала ХII вв. население Москвы формировалось не только из потомков близлежащих славянских племен кривичей и вятичей, но из пришлого торгового и ремесленного населения из Волжской Булгарии, Кавказа, Херсонеса, Средней Азии, Армении, о чем говорят археологические данные.

Москва в VI веке становится основой объединения русских земель в единое государство, ведущее борьбу с иноземными войсками за национальную независимость. После Золотой Орды на службу к русским князьям и к царю перешла некоторая часть татар (тюрков), многие из них принимали православие и даже становились родоначальниками многих фамилий, сыгравших большую роль в истории Российского государства. Поэтому уже с самых ранних периодов можно говорить о формировании многонационального состава Москвы. В XVI веке в состав государства вошли люди разных национальностей - народы Севера (карелы, коми, ханты, манси и другие) и Среднего Поволжья и многие представители этих народов были в составе населения Москвы.

О численности Москвы к концу XVI - началу XVII вв. сообщают лишь косвенные данные. На численность населения Москвы влияли, как и в прежние века, эпидемии, пожары и военные действия. Уже в XVI в. была предпринята первая попытка по упорядочению планировки жилых кварталов и определению численности и национального состава Москвы. Однако после нашествия поляков город так был разрушен, что выполнить это оказалось невозможным и, по словам шведского посла, "Таков был страшный и грозный конец знаменитого города Москвы". Все же в XVII в. Москва быстро отстроилась, по величине не уступала Парижу и превышала многие европейские города; численность московского населения к середине XVII века составила 200 тыс. чел.

О численности Москвы рассказывает такой источник как "Росписной список" или "Переписная книга города Москвы 1638 г". Хотя "Список" не содержит сведений о населении города по национальному признаку, однако можно сделать некоторые предположения. В XVII в. население Москвы становится еще более многонациональным, и это являлось отражением крепких политических, экономических и культурных связей русского народа с другими народами, входившими в состав Русского государства или не вошедшими в него, но с которыми укреплялись различные контакты.

В составе населения Москвы были литовцы, поляки, татары, грузины, армяне, немцы, выходцы с Севера и Поволжья и многие другие. Так, литовцы и поляки появились в Москве в составе дружины литовских князей, один из которых - Патрикий Александрович - даже породнился с Великими князьями Василием II и Иваном III. К XVI в. литовцы образовали литовский двор и в середине XVII века в Москве уже было семь иноземных дворов.

Грузины появились в Москве уже при Андрее Боголюбском, но поселение грузин образовалось в конце XVII - начале XVIII вв., когда расположенное у Москвы село Воскресенское перешло к грузинскому князю Вахтангу Левоновичу, приехавшему в Москву со своими сыновьями Бокаром и Георгием, и с большой свитой из князей, дворян и простых людей, численностью до 3 тыс. человек. Грузинам были пожалованы царем 10 тыс. рублей и строительные материалы на постройку каменной церкви. Впоследствии в Грузинских слободах селились люди других национальностей, в частности армян.

Уже при Иване Грозном образовалась Немецкая слобода, в которой жили шведы, англичане, французы, голландцы, испанцы и другие, которых русские называли собирательным названием "немцы" ("немые", то есть не понимающие русского языка). Для "гостей" Иван Грозный построил большой Гостиный двор; польские и литовские купцы останавливались на особом Панском дворе.

Собирательным названием "татары" назывались те, кто еще со времен татаро-монгольского нашествия остались в русских княжествах, а также купцы и другие, приезжавшие в Москву после завоевания Казанского ханства и Поволжских земель, с Востока. В Москве были районы, где селились те, кто ездил в Орду с грамотами от Великого князя, переводчики-толмачи, а также татары, пригонявшие в Москву для продажи большие табуны степных коней и останавливавшиеся на Ногайском дворе. Все это нашло отражение в топонимике города - Ордынка, Толмачёвские переулки, Татарская улица и т.д.

На численность населения Москвы в XVIII в. влияли не только тяжелые условия быта, но главным образом войны, которые вел Петр Великий, а также начавшееся строительство новой столицы и перенос ее в Петербург в 1714 г. Кроме этих причин, как писал историк С.М.Соловьев, "набеги, голод, повальные болезни, недостаток медицинских пособий, разбои - не могли содействовать быстрому увеличению народонаселения".

Если на начало XVIII века, как уже говорилось ранее, в Москве было около 200 тыс. человек, то даже к концу XVIII в. численность населения не восстановилась: в 1710 - около 160 тыс., 1725 - 140 150 тыс., 1740 - 138,4 тыс., в 1776 - 161 тыс.

Сведения о численности и национальном составе Москвы на начало XIX в. крайне противоречивы, поскольку, по замечанию исследователей, метрические книги велись очень плохо и нерегулярно. Знаменательной вехой в истории Москвы был пожар 1812 г., когда почти полностью сгорели все деревянные строения, население покинуло город, многие иностранцы, игравшие значительную роль в политической и экономической жизни Москвы, бежали. Считается, что в 1811 г. в Москве проживало около 270 тыс. человек и был разнообразный национальный состав, в послепожарной Москве - немногим более 215 тыс. и на 100 жителей было 92 православных. В этот период главным фактором, формирующим население Москвы, явилась миграция. Это позволило довольно быстро увеличить численность населения и уже к 1840 г. в Москве насчитывалось 349,1 тыс., в 1856 г. - 368,8 тыс., в 1868 - 416,4 тыс. человек. Наиболее достоверные сведения о численности Москвы были получены после проведения однодневных переписей населения в декабре 1871 г. и январе 1882 г. Так, в декабре 1871 г. в Москве было зафиксировано 601 969 человек, в январе 1882 г. - 753 469 человек.

Перепись 1882 г. показала, что численность населения увеличивалась не вследствие естественного прироста, а за счет миграции и 73,8% родились вне Москвы. Известно, что мигранты, в основном, были выходцами из Тульской, Калужской, Рязанской, Смоленской губерний. Жители уездов Московской губернии, таких, как Подольского, Бронницкого, предпочитали селиться в Рогожской, Сущевской и Лефортовской частях Москвы, иностранцы - французы и немцы проживали в Тверской и Мясницкой частях Москвы.

Переписи населения 1871 и 1882 гг. дают представление о национальности и вероисповедании жителей Москвы. Свыше 90% населения составляли православные и соответственно 90 - 95% населения были русскими. Некоторое снижение удельного веса православного и русского населения с 1871 по 1882 гг. было связано с увеличением доли евреев в населении (доля иудеев за этот период выросла с 0,88 до 2%, а среди населения города - с 0,94 до 1,61%). Однако в начале 90-х годов 19 века началось выселение из Москвы евреев, не имевших права жительства в столице, и доля их заметно понизилась.

По вероисповеданию население Москвы распределялось в 1881 и 1882 гг. следующим образом: православные - 92,84 и 91,71%, протестанты - 2,05 и 2,28%, раскольники - 2,72 и 2,21%, иудеи - 0,88 и 2,00%, римско-католики - 1,24 и 1,23%, магометане - 0,17 и 0,26%, армяне-григориане - 0,10 и 12%, остальные - 0,02%, не обозначены - 0,17%.

Первая Всероссийская перепись населения 28 января 1897 г. показала, что в Москве вместе с пригородами проживало 1 млн.426 тыс. человек, а в черте города около 1 млн. Как и прежде, рост численности москвичей происходил за счет миграционных процессов. Из числа москвичей с родным русским языком составляли 987 тыс. (95%). Крупнейшими этническими группами были немцы (около 18 тыс.), поляки (9 тыс.), евреи (по вероисповеданию) около 5 тыс., татары - 4,3 тыс. чел. По данным за 1902 г., местных уроженцев в Москве насчитывалось 27,6%, а пришлых - 72,%. В дальнейшем эта характерная особенность Москвы сохраняется. Материалы переписи 1912 г. показали, что около 85% жителей родились вне Москвы. Если в 1902 г. коренных москвичей было 27%, то в 1912 г. их стало меньше, примерно 21% от общего числа жителей города.

По предварительным данным, в Москве в настоящее время насчитывается свыше 9 млн. чел. По национальному и конфессиональному разнообразию ее жителей Москва входит в число крупнейших городов мира, значительно опережая европейские мегаполисы. Предстоящая перепись населения покажет более полную картину национального состава Москвы, хотя и все предыдущие переписи населения отмечали большое национальное многообразие столицы; последняя перепись населения 1989 г. зафиксировала, что в Москве проживали представители более чем 120 народов.
Исследователи истории Москвы отмечали, что Москва уже с момента возникновения притягивала по различным политическим, экономическим, культурным и иным причинам многочисленные национальные и религиозные группы. Формируясь как центр российской государственности, Москва в то же время всегда принимала представителей других народов, завязывала экономические и политические контакты, заключала военные союзы, активно развивала торговые отношения. Более чем 850-летняя история города содержит немало страниц, которые рассказывают о сложных взаимоотношениях между народами, о политическом и социальном расслоении населения, о решении чрезвычайно острых вопросов "внутригородского общежития" в связи с постоянным притоком мигрантов. Тем не менее исследователи Москвы за всю ее историю не зафиксировали сколько-нибудь крупных конфликтов по национальным причинам, хотя национальный вопрос всегда был в поле зрения правителей Москвы.

Выгодное географическое положение Москвы, развивающиеся экономические связи с окружающими регионами способствовали тому, что уже с конца ХI - начала ХII вв. население Москвы формировалось не только из потомков близлежащих славянских племен кривичей и вятичей, но из пришлого торгового и ремесленного населения из Волжской Булгарии, Кавказа, Херсонеса, Средней Азии, Армении, о чем говорят археологические данные.

Москва в VI веке становится основой объединения русских земель в единое государство, ведущее борьбу с иноземными войсками за национальную независимость. После Золотой Орды на службу к русским князьям и к царю перешла некоторая часть татар (тюрков), многие из них принимали православие и даже становились родоначальниками многих фамилий, сыгравших большую роль в истории Российского государства. Поэтому уже с самых ранних периодов можно говорить о формировании многонационального состава Москвы. В XVI веке в состав государства вошли люди разных национальностей - народы Севера (карелы, коми, ханты, манси и другие) и Среднего Поволжья и многие представители этих народов были в составе населения Москвы.

О численности Москвы к концу XVI - началу XVII вв. сообщают лишь косвенные данные. На численность населения Москвы влияли, как и в прежние века, эпидемии, пожары и военные действия. Уже в XVI в. была предпринята первая попытка по упорядочению планировки жилых кварталов и определению численности и национального состава Москвы. Однако после нашествия поляков город так был разрушен, что выполнить это оказалось невозможным и, по словам шведского посла, "Таков был страшный и грозный конец знаменитого города Москвы". Все же в XVII в. Москва быстро отстроилась, по величине не уступала Парижу и превышала многие европейские города; численность московского населения к середине XVII века составила 200 тыс. чел.

О численности Москвы рассказывает такой источник как "Росписной список" или "Переписная книга города Москвы 1638 г". Хотя "Список" не содержит сведений о населении города по национальному признаку, однако можно сделать некоторые предположения. В XVII в. население Москвы становится еще более многонациональным, и это являлось отражением крепких политических, экономических и культурных связей русского народа с другими народами, входившими в состав Русского государства или не вошедшими в него, но с которыми укреплялись различные контакты.

В составе населения Москвы были литовцы, поляки, татары, грузины, армяне, немцы, выходцы с Севера и Поволжья и многие другие. Так, литовцы и поляки появились в Москве в составе дружины литовских князей, один из которых - Патрикий Александрович - даже породнился с Великими князьями Василием II и Иваном III. К XVI в. литовцы образовали литовский двор и в середине XVII века в Москве уже было семь иноземных дворов.

Грузины появились в Москве уже при Андрее Боголюбском, но поселение грузин образовалось в конце XVII - начале XVIII вв., когда расположенное у Москвы село Воскресенское перешло к грузинскому князю Вахтангу Левоновичу, приехавшему в Москву со своими сыновьями Бокаром и Георгием, и с большой свитой из князей, дворян и простых людей, численностью до 3 тыс. человек. Грузинам были пожалованы царем 10 тыс. рублей и строительные материалы на постройку каменной церкви. Впоследствии в Грузинских слободах селились люди других национальностей, в частности армян.

Уже при Иване Грозном образовалась Немецкая слобода, в которой жили шведы, англичане, французы, голландцы, испанцы и другие, которых русские называли собирательным названием "немцы" ("немые", то есть не понимающие русского языка). Для "гостей" Иван Грозный построил большой Гостиный двор; польские и литовские купцы останавливались на особом Панском дворе.

Собирательным названием "татары" назывались те, кто еще со времен татаро-монгольского нашествия остались в русских княжествах, а также купцы и другие, приезжавшие в Москву после завоевания Казанского ханства и Поволжских земель, с Востока. В Москве были районы, где селились те, кто ездил в Орду с грамотами от Великого князя, переводчики-толмачи, а также татары, пригонявшие в Москву для продажи большие табуны степных коней и останавливавшиеся на Ногайском дворе. Все это нашло отражение в топонимике города - Ордынка, Толмачёвские переулки, Татарская улица и т.д.

На численность населения Москвы в XVIII в. влияли не только тяжелые условия быта, но главным образом войны, которые вел Петр Великий, а также начавшееся строительство новой столицы и перенос ее в Петербург в 1714 г. Кроме этих причин, как писал историк С.М.Соловьев, "набеги, голод, повальные болезни, недостаток медицинских пособий, разбои - не могли содействовать быстрому увеличению народонаселения".

Если на начало XVIII века, как уже говорилось ранее, в Москве было около 200 тыс. человек, то даже к концу XVIII в. численность населения не восстановилась: в 1710 - около 160 тыс., 1725 - 140 150 тыс., 1740 - 138,4 тыс., в 1776 - 161 тыс.

Сведения о численности и национальном составе Москвы на начало XIX в. крайне противоречивы, поскольку, по замечанию исследователей, метрические книги велись очень плохо и нерегулярно. Знаменательной вехой в истории Москвы был пожар 1812 г., когда почти полностью сгорели все деревянные строения, население покинуло город, многие иностранцы, игравшие значительную роль в политической и экономической жизни Москвы, бежали. Считается, что в 1811 г. в Москве проживало около 270 тыс. человек и был разнообразный национальный состав, в послепожарной Москве - немногим более 215 тыс. и на 100 жителей было 92 православных. В этот период главным фактором, формирующим население Москвы, явилась миграция. Это позволило довольно быстро увеличить численность населения и уже к 1840 г. в Москве насчитывалось 349,1 тыс., в 1856 г. - 368,8 тыс., в 1868 - 416,4 тыс. человек. Наиболее достоверные сведения о численности Москвы были получены после проведения однодневных переписей населения в декабре 1871 г. и январе 1882 г. Так, в декабре 1871 г. в Москве было зафиксировано 601 969 человек, в январе 1882 г. - 753 469 человек.

Перепись 1882 г. показала, что численность населения увеличивалась не вследствие естественного прироста, а за счет миграции и 73,8% родились вне Москвы. Известно, что мигранты, в основном, были выходцами из Тульской, Калужской, Рязанской, Смоленской губерний. Жители уездов Московской губернии, таких, как Подольского, Бронницкого, предпочитали селиться в Рогожской, Сущевской и Лефортовской частях Москвы, иностранцы - французы и немцы проживали в Тверской и Мясницкой частях Москвы.

Переписи населения 1871 и 1882 гг. дают представление о национальности и вероисповедании жителей Москвы. Свыше 90% населения составляли православные и соответственно 90 - 95% населения были русскими. Некоторое снижение удельного веса православного и русского населения с 1871 по 1882 гг. было связано с увеличением доли евреев в населении (доля иудеев за этот период выросла с 0,88 до 2%, а среди населения города - с 0,94 до 1,61%). Однако в начале 90-х годов 19 века началось выселение из Москвы евреев, не имевших права жительства в столице, и доля их заметно понизилась.

По вероисповеданию население Москвы распределялось в 1881 и 1882 гг. следующим образом: православные - 92,84 и 91,71%, протестанты - 2,05 и 2,28%, раскольники - 2,72 и 2,21%, иудеи - 0,88 и 2,00%, римско-католики - 1,24 и 1,23%, магометане - 0,17 и 0,26%, армяне-григориане - 0,10 и 12%, остальные - 0,02%, не обозначены - 0,17%.

Первая Всероссийская перепись населения 28 января 1897 г. показала, что в Москве вместе с пригородами проживало 1 млн.426 тыс. человек, а в черте города около 1 млн. Как и прежде, рост численности москвичей происходил за счет миграционных процессов. Из числа москвичей с родным русским языком составляли 987 тыс. (95%). Крупнейшими этническими группами были немцы (около 18 тыс.), поляки (9 тыс.), евреи (по вероисповеданию) около 5 тыс., татары - 4,3 тыс. чел. По данным за 1902 г., местных уроженцев в Москве насчитывалось 27,6%, а пришлых - 72,%. В дальнейшем эта характерная особенность Москвы сохраняется. Материалы переписи 1912 г. показали, что около 85% жителей родились вне Москвы. Если в 1902 г. коренных москвичей было 27%, то в 1912 г. их стало меньше, примерно 21% от общего числа жителей города.

В 2002 г. в Москве официально зарегистрировано около 900 религиозных организаций и объединений, около 50 конфессий и вероисповедных направлений, более 150 общественно-религиозных и культурно-религиозных организаций, среди которых 73 религиозных центра, 12 духовных учебных заведений и 10 монастырей.

Самым крупным религиозным объединением Москвы является Русская православная церковь (Московский патриархат), в которой насчитывается около 500 объединений и организаций, 532 православных храма и часовни, почти во всех совершаются богослужения. Старообрядческих православных объединений и организаций в Москве восемь, службы проводятся в 13 храмах и часовнях.

Помимо православия, живущие в Москве люди исповедуют ислам (25 объединений и организаций, 6 мечетей), иудаизм (15 объединений и организаций, 5 синагог), буддизм (16 объединений и организаций, 4 культовых помещения) и католицизм (12 объединений и организаций, 2 храма). Имеется около 260 протестантских организаций и 38 молитвенных домов, в том числе несколько лютеранских и представителей иных религиозных направлений.

27.05.2012, 6362 просмотра.

Личный кабинет

пользователь: пароль:

На правах рекламы

© РИА «АЛЛО, СТОЛИЦА!» Копирование материалов сайта только с письменного разрешения.
Яндекс.Метрика