Вероисповедание в Москве
Выгодное географическое положение Москвы, развивающиеся экономические связи с окружающими регионами способствовали тому, что уже с конца ХI - начала ХII вв. население Москвы формировалось не только из потомков близлежащих славянских племен кривичей и вятичей, но из пришлого торгового и ремесленного населения из Волжской Булгарии, Кавказа, Херсонеса, Средней Азии, Армении, о чем говорят археологические данные.
Москва в VI веке становится основой объединения русских земель в единое государство, ведущее борьбу с иноземными войсками за национальную независимость. После Золотой Орды на службу к русским князьям и к царю перешла некоторая часть татар (тюрков), многие из них принимали православие и даже становились родоначальниками многих фамилий, сыгравших большую роль в истории Российского государства. Поэтому уже с самых ранних периодов можно говорить о формировании многонационального состава Москвы. В XVI веке в состав государства вошли люди разных национальностей - народы Севера (карелы, коми, ханты, манси и другие) и Среднего Поволжья и многие представители этих народов были в составе населения Москвы.
О численности Москвы к концу XVI - началу XVII вв. сообщают лишь косвенные данные. На численность населения Москвы влияли, как и в прежние века, эпидемии, пожары и военные действия. Уже в XVI в. была предпринята первая попытка по упорядочению планировки жилых кварталов и определению численности и национального состава Москвы. Однако после нашествия поляков город так был разрушен, что выполнить это оказалось невозможным и, по словам шведского посла, "Таков был страшный и грозный конец знаменитого города Москвы". Все же в XVII в. Москва быстро отстроилась, по величине не уступала Парижу и превышала многие европейские города; численность московского населения к середине XVII века составила 200 тыс. чел.
О численности Москвы рассказывает такой источник как "Росписной список" или "Переписная книга города Москвы 1638 г". Хотя "Список" не содержит сведений о населении города по национальному признаку, однако можно сделать некоторые предположения. В XVII в. население Москвы становится еще более многонациональным, и это являлось отражением крепких политических, экономических и культурных связей русского народа с другими народами, входившими в состав Русского государства или не вошедшими в него, но с которыми укреплялись различные контакты.
В составе населения Москвы были литовцы, поляки, татары, грузины, армяне, немцы, выходцы с Севера и Поволжья и многие другие. Так, литовцы и поляки появились в Москве в составе дружины литовских князей, один из которых - Патрикий Александрович - даже породнился с Великими князьями Василием II и Иваном III. К XVI в. литовцы образовали литовский двор и в середине XVII века в Москве уже было семь иноземных дворов.
Грузины появились в Москве уже при Андрее Боголюбском, но поселение грузин образовалось в конце XVII - начале XVIII вв., когда расположенное у Москвы село Воскресенское перешло к грузинскому князю Вахтангу Левоновичу, приехавшему в Москву со своими сыновьями Бокаром и Георгием, и с большой свитой из князей, дворян и простых людей, численностью до 3 тыс. человек. Грузинам были пожалованы царем 10 тыс. рублей и строительные материалы на постройку каменной церкви. Впоследствии в Грузинских слободах селились люди других национальностей, в частности армян.
Уже при Иване Грозном образовалась Немецкая слобода, в которой жили шведы, англичане, французы, голландцы, испанцы и другие, которых русские называли собирательным названием "немцы" ("немые", то есть не понимающие русского языка). Для "гостей" Иван Грозный построил большой Гостиный двор; польские и литовские купцы останавливались на особом Панском дворе.
Собирательным названием "татары" назывались те, кто еще со времен татаро-монгольского нашествия остались в русских княжествах, а также купцы и другие, приезжавшие в Москву после завоевания Казанского ханства и Поволжских земель, с Востока. В Москве были районы, где селились те, кто ездил в Орду с грамотами от Великого князя, переводчики-толмачи, а также татары, пригонявшие в Москву для продажи большие табуны степных коней и останавливавшиеся на Ногайском дворе. Все это нашло отражение в топонимике города - Ордынка, Толмачёвские переулки, Татарская улица и т.д.
На численность населения Москвы в XVIII в. влияли не только тяжелые условия быта, но главным образом войны, которые вел Петр Великий, а также начавшееся строительство новой столицы и перенос ее в Петербург в 1714 г. Кроме этих причин, как писал историк С.М.Соловьев, "набеги, голод, повальные болезни, недостаток медицинских пособий, разбои - не могли содействовать быстрому увеличению народонаселения".
Если на начало XVIII века, как уже говорилось ранее, в Москве было около 200 тыс. человек, то даже к концу XVIII в. численность населения не восстановилась: в 1710 - около 160 тыс., 1725 - 140 150 тыс., 1740 - 138,4 тыс., в 1776 - 161 тыс.
Сведения о численности и национальном составе Москвы на начало XIX в. крайне противоречивы, поскольку, по замечанию исследователей, метрические книги велись очень плохо и нерегулярно. Знаменательной вехой в истории Москвы был пожар 1812 г., когда почти полностью сгорели все деревянные строения, население покинуло город, многие иностранцы, игравшие значительную роль в политической и экономической жизни Москвы, бежали. Считается, что в 1811 г. в Москве проживало около 270 тыс. человек и был разнообразный национальный состав, в послепожарной Москве - немногим более 215 тыс. и на 100 жителей было 92 православных. В этот период главным фактором, формирующим население Москвы, явилась миграция. Это позволило довольно быстро увеличить численность населения и уже к 1840 г. в Москве насчитывалось 349,1 тыс., в 1856 г. - 368,8 тыс., в 1868 - 416,4 тыс. человек. Наиболее достоверные сведения о численности Москвы были получены после проведения однодневных переписей населения в декабре 1871 г. и январе 1882 г. Так, в декабре 1871 г. в Москве было зафиксировано 601 969 человек, в январе 1882 г. - 753 469 человек.
Перепись 1882 г. показала, что численность населения увеличивалась не вследствие естественного прироста, а за счет миграции и 73,8% родились вне Москвы. Известно, что мигранты, в основном, были выходцами из Тульской, Калужской, Рязанской, Смоленской губерний. Жители уездов Московской губернии, таких, как Подольского, Бронницкого, предпочитали селиться в Рогожской, Сущевской и Лефортовской частях Москвы, иностранцы - французы и немцы проживали в Тверской и Мясницкой частях Москвы.
Переписи населения 1871 и 1882 гг. дают представление о национальности и вероисповедании жителей Москвы. Свыше 90% населения составляли православные и соответственно 90 - 95% населения были русскими. Некоторое снижение удельного веса православного и русского населения с 1871 по 1882 гг. было связано с увеличением доли евреев в населении (доля иудеев за этот период выросла с 0,88 до 2%, а среди населения города - с 0,94 до 1,61%). Однако в начале 90-х годов 19 века началось выселение из Москвы евреев, не имевших права жительства в столице, и доля их заметно понизилась.
По вероисповеданию население Москвы распределялось в 1881 и 1882 гг. следующим образом: православные - 92,84 и 91,71%, протестанты - 2,05 и 2,28%, раскольники - 2,72 и 2,21%, иудеи - 0,88 и 2,00%, римско-католики - 1,24 и 1,23%, магометане - 0,17 и 0,26%, армяне-григориане - 0,10 и 12%, остальные - 0,02%, не обозначены - 0,17%.
Первая Всероссийская перепись населения 28 января 1897 г. показала, что в Москве вместе с пригородами проживало 1 млн.426 тыс. человек, а в черте города около 1 млн. Как и прежде, рост численности москвичей происходил за счет миграционных процессов. Из числа москвичей с родным русским языком составляли 987 тыс. (95%). Крупнейшими этническими группами были немцы (около 18 тыс.), поляки (9 тыс.), евреи (по вероисповеданию) около 5 тыс., татары - 4,3 тыс. чел. По данным за 1902 г., местных уроженцев в Москве насчитывалось 27,6%, а пришлых - 72,%. В дальнейшем эта характерная особенность Москвы сохраняется. Материалы переписи 1912 г. показали, что около 85% жителей родились вне Москвы. Если в 1902 г. коренных москвичей было 27%, то в 1912 г. их стало меньше, примерно 21% от общего числа жителей города.
По предварительным данным, в Москве в настоящее время насчитывается свыше 9 млн. чел. По национальному и конфессиональному разнообразию ее жителей Москва входит в число крупнейших городов мира, значительно опережая европейские мегаполисы. Предстоящая перепись населения покажет более полную картину национального состава Москвы, хотя и все предыдущие переписи населения отмечали большое национальное многообразие столицы; последняя перепись населения 1989 г. зафиксировала, что в Москве проживали представители более чем 120 народов.
Исследователи истории Москвы отмечали, что Москва уже с момента возникновения притягивала по различным политическим, экономическим, культурным и иным причинам многочисленные национальные и религиозные группы. Формируясь как центр российской государственности, Москва в то же время всегда принимала представителей других народов, завязывала экономические и политические контакты, заключала военные союзы, активно развивала торговые отношения. Более чем 850-летняя история города содержит немало страниц, которые рассказывают о сложных взаимоотношениях между народами, о политическом и социальном расслоении населения, о решении чрезвычайно острых вопросов "внутригородского общежития" в связи с постоянным притоком мигрантов. Тем не менее исследователи Москвы за всю ее историю не зафиксировали сколько-нибудь крупных конфликтов по национальным причинам, хотя национальный вопрос всегда был в поле зрения правителей Москвы.
Выгодное географическое положение Москвы, развивающиеся экономические связи с окружающими регионами способствовали тому, что уже с конца ХI - начала ХII вв. население Москвы формировалось не только из потомков близлежащих славянских племен кривичей и вятичей, но из пришлого торгового и ремесленного населения из Волжской Булгарии, Кавказа, Херсонеса, Средней Азии, Армении, о чем говорят археологические данные.
Москва в VI веке становится основой объединения русских земель в единое государство, ведущее борьбу с иноземными войсками за национальную независимость. После Золотой Орды на службу к русским князьям и к царю перешла некоторая часть татар (тюрков), многие из них принимали православие и даже становились родоначальниками многих фамилий, сыгравших большую роль в истории Российского государства. Поэтому уже с самых ранних периодов можно говорить о формировании многонационального состава Москвы. В XVI веке в состав государства вошли люди разных национальностей - народы Севера (карелы, коми, ханты, манси и другие) и Среднего Поволжья и многие представители этих народов были в составе населения Москвы.
О численности Москвы к концу XVI - началу XVII вв. сообщают лишь косвенные данные. На численность населения Москвы влияли, как и в прежние века, эпидемии, пожары и военные действия. Уже в XVI в. была предпринята первая попытка по упорядочению планировки жилых кварталов и определению численности и национального состава Москвы. Однако после нашествия поляков город так был разрушен, что выполнить это оказалось невозможным и, по словам шведского посла, "Таков был страшный и грозный конец знаменитого города Москвы". Все же в XVII в. Москва быстро отстроилась, по величине не уступала Парижу и превышала многие европейские города; численность московского населения к середине XVII века составила 200 тыс. чел.
О численности Москвы рассказывает такой источник как "Росписной список" или "Переписная книга города Москвы 1638 г". Хотя "Список" не содержит сведений о населении города по национальному признаку, однако можно сделать некоторые предположения. В XVII в. население Москвы становится еще более многонациональным, и это являлось отражением крепких политических, экономических и культурных связей русского народа с другими народами, входившими в состав Русского государства или не вошедшими в него, но с которыми укреплялись различные контакты.
В составе населения Москвы были литовцы, поляки, татары, грузины, армяне, немцы, выходцы с Севера и Поволжья и многие другие. Так, литовцы и поляки появились в Москве в составе дружины литовских князей, один из которых - Патрикий Александрович - даже породнился с Великими князьями Василием II и Иваном III. К XVI в. литовцы образовали литовский двор и в середине XVII века в Москве уже было семь иноземных дворов.
Грузины появились в Москве уже при Андрее Боголюбском, но поселение грузин образовалось в конце XVII - начале XVIII вв., когда расположенное у Москвы село Воскресенское перешло к грузинскому князю Вахтангу Левоновичу, приехавшему в Москву со своими сыновьями Бокаром и Георгием, и с большой свитой из князей, дворян и простых людей, численностью до 3 тыс. человек. Грузинам были пожалованы царем 10 тыс. рублей и строительные материалы на постройку каменной церкви. Впоследствии в Грузинских слободах селились люди других национальностей, в частности армян.
Уже при Иване Грозном образовалась Немецкая слобода, в которой жили шведы, англичане, французы, голландцы, испанцы и другие, которых русские называли собирательным названием "немцы" ("немые", то есть не понимающие русского языка). Для "гостей" Иван Грозный построил большой Гостиный двор; польские и литовские купцы останавливались на особом Панском дворе.
Собирательным названием "татары" назывались те, кто еще со времен татаро-монгольского нашествия остались в русских княжествах, а также купцы и другие, приезжавшие в Москву после завоевания Казанского ханства и Поволжских земель, с Востока. В Москве были районы, где селились те, кто ездил в Орду с грамотами от Великого князя, переводчики-толмачи, а также татары, пригонявшие в Москву для продажи большие табуны степных коней и останавливавшиеся на Ногайском дворе. Все это нашло отражение в топонимике города - Ордынка, Толмачёвские переулки, Татарская улица и т.д.
На численность населения Москвы в XVIII в. влияли не только тяжелые условия быта, но главным образом войны, которые вел Петр Великий, а также начавшееся строительство новой столицы и перенос ее в Петербург в 1714 г. Кроме этих причин, как писал историк С.М.Соловьев, "набеги, голод, повальные болезни, недостаток медицинских пособий, разбои - не могли содействовать быстрому увеличению народонаселения".
Если на начало XVIII века, как уже говорилось ранее, в Москве было около 200 тыс. человек, то даже к концу XVIII в. численность населения не восстановилась: в 1710 - около 160 тыс., 1725 - 140 150 тыс., 1740 - 138,4 тыс., в 1776 - 161 тыс.
Сведения о численности и национальном составе Москвы на начало XIX в. крайне противоречивы, поскольку, по замечанию исследователей, метрические книги велись очень плохо и нерегулярно. Знаменательной вехой в истории Москвы был пожар 1812 г., когда почти полностью сгорели все деревянные строения, население покинуло город, многие иностранцы, игравшие значительную роль в политической и экономической жизни Москвы, бежали. Считается, что в 1811 г. в Москве проживало около 270 тыс. человек и был разнообразный национальный состав, в послепожарной Москве - немногим более 215 тыс. и на 100 жителей было 92 православных. В этот период главным фактором, формирующим население Москвы, явилась миграция. Это позволило довольно быстро увеличить численность населения и уже к 1840 г. в Москве насчитывалось 349,1 тыс., в 1856 г. - 368,8 тыс., в 1868 - 416,4 тыс. человек. Наиболее достоверные сведения о численности Москвы были получены после проведения однодневных переписей населения в декабре 1871 г. и январе 1882 г. Так, в декабре 1871 г. в Москве было зафиксировано 601 969 человек, в январе 1882 г. - 753 469 человек.
Перепись 1882 г. показала, что численность населения увеличивалась не вследствие естественного прироста, а за счет миграции и 73,8% родились вне Москвы. Известно, что мигранты, в основном, были выходцами из Тульской, Калужской, Рязанской, Смоленской губерний. Жители уездов Московской губернии, таких, как Подольского, Бронницкого, предпочитали селиться в Рогожской, Сущевской и Лефортовской частях Москвы, иностранцы - французы и немцы проживали в Тверской и Мясницкой частях Москвы.
Переписи населения 1871 и 1882 гг. дают представление о национальности и вероисповедании жителей Москвы. Свыше 90% населения составляли православные и соответственно 90 - 95% населения были русскими. Некоторое снижение удельного веса православного и русского населения с 1871 по 1882 гг. было связано с увеличением доли евреев в населении (доля иудеев за этот период выросла с 0,88 до 2%, а среди населения города - с 0,94 до 1,61%). Однако в начале 90-х годов 19 века началось выселение из Москвы евреев, не имевших права жительства в столице, и доля их заметно понизилась.
По вероисповеданию население Москвы распределялось в 1881 и 1882 гг. следующим образом: православные - 92,84 и 91,71%, протестанты - 2,05 и 2,28%, раскольники - 2,72 и 2,21%, иудеи - 0,88 и 2,00%, римско-католики - 1,24 и 1,23%, магометане - 0,17 и 0,26%, армяне-григориане - 0,10 и 12%, остальные - 0,02%, не обозначены - 0,17%.
Первая Всероссийская перепись населения 28 января 1897 г. показала, что в Москве вместе с пригородами проживало 1 млн.426 тыс. человек, а в черте города около 1 млн. Как и прежде, рост численности москвичей происходил за счет миграционных процессов. Из числа москвичей с родным русским языком составляли 987 тыс. (95%). Крупнейшими этническими группами были немцы (около 18 тыс.), поляки (9 тыс.), евреи (по вероисповеданию) около 5 тыс., татары - 4,3 тыс. чел. По данным за 1902 г., местных уроженцев в Москве насчитывалось 27,6%, а пришлых - 72,%. В дальнейшем эта характерная особенность Москвы сохраняется. Материалы переписи 1912 г. показали, что около 85% жителей родились вне Москвы. Если в 1902 г. коренных москвичей было 27%, то в 1912 г. их стало меньше, примерно 21% от общего числа жителей города.
По предварительным данным, в Москве в настоящее время насчитывается свыше 9 млн. чел. По национальному и конфессиональному разнообразию ее жителей Москва входит в число крупнейших городов мира, значительно опережая европейские мегаполисы. Предстоящая перепись населения покажет более полную картину национального состава Москвы, хотя и все предыдущие переписи населения отмечали большое национальное многообразие столицы; последняя перепись населения 1989 г. зафиксировала, что в Москве проживали представители более чем 120 народов.
Исследователи истории Москвы отмечали, что Москва уже с момента возникновения притягивала по различным политическим, экономическим, культурным и иным причинам многочисленные национальные и религиозные группы. Формируясь как центр российской государственности, Москва в то же время всегда принимала представителей других народов, завязывала экономические и политические контакты, заключала военные союзы, активно развивала торговые отношения. Более чем 850-летняя история города содержит немало страниц, которые рассказывают о сложных взаимоотношениях между народами, о политическом и социальном расслоении населения, о решении чрезвычайно острых вопросов "внутригородского общежития" в связи с постоянным притоком мигрантов. Тем не менее исследователи Москвы за всю ее историю не зафиксировали сколько-нибудь крупных конфликтов по национальным причинам, хотя национальный вопрос всегда был в поле зрения правителей Москвы.
Выгодное географическое положение Москвы, развивающиеся экономические связи с окружающими регионами способствовали тому, что уже с конца ХI - начала ХII вв. население Москвы формировалось не только из потомков близлежащих славянских племен кривичей и вятичей, но из пришлого торгового и ремесленного населения из Волжской Булгарии, Кавказа, Херсонеса, Средней Азии, Армении, о чем говорят археологические данные.
Москва в VI веке становится основой объединения русских земель в единое государство, ведущее борьбу с иноземными войсками за национальную независимость. После Золотой Орды на службу к русским князьям и к царю перешла некоторая часть татар (тюрков), многие из них принимали православие и даже становились родоначальниками многих фамилий, сыгравших большую роль в истории Российского государства. Поэтому уже с самых ранних периодов можно говорить о формировании многонационального состава Москвы. В XVI веке в состав государства вошли люди разных национальностей - народы Севера (карелы, коми, ханты, манси и другие) и Среднего Поволжья и многие представители этих народов были в составе населения Москвы.
О численности Москвы к концу XVI - началу XVII вв. сообщают лишь косвенные данные. На численность населения Москвы влияли, как и в прежние века, эпидемии, пожары и военные действия. Уже в XVI в. была предпринята первая попытка по упорядочению планировки жилых кварталов и определению численности и национального состава Москвы. Однако после нашествия поляков город так был разрушен, что выполнить это оказалось невозможным и, по словам шведского посла, "Таков был страшный и грозный конец знаменитого города Москвы". Все же в XVII в. Москва быстро отстроилась, по величине не уступала Парижу и превышала многие европейские города; численность московского населения к середине XVII века составила 200 тыс. чел.
О численности Москвы рассказывает такой источник как "Росписной список" или "Переписная книга города Москвы 1638 г". Хотя "Список" не содержит сведений о населении города по национальному признаку, однако можно сделать некоторые предположения. В XVII в. население Москвы становится еще более многонациональным, и это являлось отражением крепких политических, экономических и культурных связей русского народа с другими народами, входившими в состав Русского государства или не вошедшими в него, но с которыми укреплялись различные контакты.
В составе населения Москвы были литовцы, поляки, татары, грузины, армяне, немцы, выходцы с Севера и Поволжья и многие другие. Так, литовцы и поляки появились в Москве в составе дружины литовских князей, один из которых - Патрикий Александрович - даже породнился с Великими князьями Василием II и Иваном III. К XVI в. литовцы образовали литовский двор и в середине XVII века в Москве уже было семь иноземных дворов.
Грузины появились в Москве уже при Андрее Боголюбском, но поселение грузин образовалось в конце XVII - начале XVIII вв., когда расположенное у Москвы село Воскресенское перешло к грузинскому князю Вахтангу Левоновичу, приехавшему в Москву со своими сыновьями Бокаром и Георгием, и с большой свитой из князей, дворян и простых людей, численностью до 3 тыс. человек. Грузинам были пожалованы царем 10 тыс. рублей и строительные материалы на постройку каменной церкви. Впоследствии в Грузинских слободах селились люди других национальностей, в частности армян.
Уже при Иване Грозном образовалась Немецкая слобода, в которой жили шведы, англичане, французы, голландцы, испанцы и другие, которых русские называли собирательным названием "немцы" ("немые", то есть не понимающие русского языка). Для "гостей" Иван Грозный построил большой Гостиный двор; польские и литовские купцы останавливались на особом Панском дворе.
Собирательным названием "татары" назывались те, кто еще со времен татаро-монгольского нашествия остались в русских княжествах, а также купцы и другие, приезжавшие в Москву после завоевания Казанского ханства и Поволжских земель, с Востока. В Москве были районы, где селились те, кто ездил в Орду с грамотами от Великого князя, переводчики-толмачи, а также татары, пригонявшие в Москву для продажи большие табуны степных коней и останавливавшиеся на Ногайском дворе. Все это нашло отражение в топонимике города - Ордынка, Толмачёвские переулки, Татарская улица и т.д.
На численность населения Москвы в XVIII в. влияли не только тяжелые условия быта, но главным образом войны, которые вел Петр Великий, а также начавшееся строительство новой столицы и перенос ее в Петербург в 1714 г. Кроме этих причин, как писал историк С.М.Соловьев, "набеги, голод, повальные болезни, недостаток медицинских пособий, разбои - не могли содействовать быстрому увеличению народонаселения".
Если на начало XVIII века, как уже говорилось ранее, в Москве было около 200 тыс. человек, то даже к концу XVIII в. численность населения не восстановилась: в 1710 - около 160 тыс., 1725 - 140 150 тыс., 1740 - 138,4 тыс., в 1776 - 161 тыс.
Сведения о численности и национальном составе Москвы на начало XIX в. крайне противоречивы, поскольку, по замечанию исследователей, метрические книги велись очень плохо и нерегулярно. Знаменательной вехой в истории Москвы был пожар 1812 г., когда почти полностью сгорели все деревянные строения, население покинуло город, многие иностранцы, игравшие значительную роль в политической и экономической жизни Москвы, бежали. Считается, что в 1811 г. в Москве проживало около 270 тыс. человек и был разнообразный национальный состав, в послепожарной Москве - немногим более 215 тыс. и на 100 жителей было 92 православных. В этот период главным фактором, формирующим население Москвы, явилась миграция. Это позволило довольно быстро увеличить численность населения и уже к 1840 г. в Москве насчитывалось 349,1 тыс., в 1856 г. - 368,8 тыс., в 1868 - 416,4 тыс. человек. Наиболее достоверные сведения о численности Москвы были получены после проведения однодневных переписей населения в декабре 1871 г. и январе 1882 г. Так, в декабре 1871 г. в Москве было зафиксировано 601 969 человек, в январе 1882 г. - 753 469 человек.
Перепись 1882 г. показала, что численность населения увеличивалась не вследствие естественного прироста, а за счет миграции и 73,8% родились вне Москвы. Известно, что мигранты, в основном, были выходцами из Тульской, Калужской, Рязанской, Смоленской губерний. Жители уездов Московской губернии, таких, как Подольского, Бронницкого, предпочитали селиться в Рогожской, Сущевской и Лефортовской частях Москвы, иностранцы - французы и немцы проживали в Тверской и Мясницкой частях Москвы.
Переписи населения 1871 и 1882 гг. дают представление о национальности и вероисповедании жителей Москвы. Свыше 90% населения составляли православные и соответственно 90 - 95% населения были русскими. Некоторое снижение удельного веса православного и русского населения с 1871 по 1882 гг. было связано с увеличением доли евреев в населении (доля иудеев за этот период выросла с 0,88 до 2%, а среди населения города - с 0,94 до 1,61%). Однако в начале 90-х годов 19 века началось выселение из Москвы евреев, не имевших права жительства в столице, и доля их заметно понизилась.
По вероисповеданию население Москвы распределялось в 1881 и 1882 гг. следующим образом: православные - 92,84 и 91,71%, протестанты - 2,05 и 2,28%, раскольники - 2,72 и 2,21%, иудеи - 0,88 и 2,00%, римско-католики - 1,24 и 1,23%, магометане - 0,17 и 0,26%, армяне-григориане - 0,10 и 12%, остальные - 0,02%, не обозначены - 0,17%.
Первая Всероссийская перепись населения 28 января 1897 г. показала, что в Москве вместе с пригородами проживало 1 млн.426 тыс. человек, а в черте города около 1 млн. Как и прежде, рост численности москвичей происходил за счет миграционных процессов. Из числа москвичей с родным русским языком составляли 987 тыс. (95%). Крупнейшими этническими группами были немцы (около 18 тыс.), поляки (9 тыс.), евреи (по вероисповеданию) около 5 тыс., татары - 4,3 тыс. чел. По данным за 1902 г., местных уроженцев в Москве насчитывалось 27,6%, а пришлых - 72,%. В дальнейшем эта характерная особенность Москвы сохраняется. Материалы переписи 1912 г. показали, что около 85% жителей родились вне Москвы. Если в 1902 г. коренных москвичей было 27%, то в 1912 г. их стало меньше, примерно 21% от общего числа жителей города.
В 2002 г. в Москве официально зарегистрировано около 900 религиозных организаций и объединений, около 50 конфессий и вероисповедных направлений, более 150 общественно-религиозных и культурно-религиозных организаций, среди которых 73 религиозных центра, 12 духовных учебных заведений и 10 монастырей.
Самым крупным религиозным объединением Москвы является Русская православная церковь (Московский патриархат), в которой насчитывается около 500 объединений и организаций, 532 православных храма и часовни, почти во всех совершаются богослужения. Старообрядческих православных объединений и организаций в Москве восемь, службы проводятся в 13 храмах и часовнях.
Помимо православия, живущие в Москве люди исповедуют ислам (25 объединений и организаций, 6 мечетей), иудаизм (15 объединений и организаций, 5 синагог), буддизм (16 объединений и организаций, 4 культовых помещения) и католицизм (12 объединений и организаций, 2 храма). Имеется около 260 протестантских организаций и 38 молитвенных домов, в том числе несколько лютеранских и представителей иных религиозных направлений.
27.05.2012, 6571 просмотр.